Лучшие статьи
Деньги из опилок

О том, что в Росси огромные запасы леса, это знает весь мир. И весь мир же по...

Утепление стен: изнутри или снаружи?

То, что нам иногда в доме холодно – понятно. Что стены надо утеплить &n...

5 жестких падений кранов из-за халатности

Смотреть, как падают люди бывает порой смешно. Потому что и сами упавшие могу...

ЭкоПан – технологии будущего? (видео)

Много говорили о канадских технологиях малоэтажного строительства, которые с ...

2 в 1: Фасадные Термопанели

Да, это и утеплитель, и декоративное покрытие фасада одновременно. В такихтер...

Наружное утепление стен

После того, как в предыдущей статье об утеплении наружных стен зданий мы разо...

5 аварий погрузочной техники: лихие водители (видеоподборка)

Раз уж мы затрагивали спецтехнику в публикациях, не лишне упомянуть и о «комн...

Механизированная стяжка пола: новые технологии!

Как чаще всего выполняется стяжка своими руками? Долго, нудно, трудоемко. Мы ...

Утепление мансарды и характерные ошибки

Построить одноэтажный дом на собственном участке, но при этом получить два эт...

Загадочный пиролиз (видео)

Как экономнее расходовать топливо? Как получить при этом больше тепла? Как об...

Что нужно знать при выборе металлочерепицы?!

Согласитесь, придя в гипермаркет строительных материалов, разбегаются г...

Как красиво оформить окно

Во многих городах Европы можно увидеть жилые многоэтажки или даже целые кварт...

Железная дорога: самые страшные крушения на транспорте

При чем здесь поезда? Поезда всегда при чем, потому что именно железнодорожны...

Ё-мобиль и двигатели будущего

На смену привычному двигателю внутреннего сгорания идут новые технологии! Вес...

Toркретирование бетона – что это?

Оказывается, повысить прочность бетона можно из ничего, не применяя специальн...

Российский лизинг: море позитива.

12.02.2011 — Просмотров: 2319
Хотя российский рынок лизинга не смог вернуться к показателям, бывшим до кризиса, он по итогам прошедшего года продемонстрировал большой рост масштабов договоров. Здесь можно увидеть эффект т.н. низкой базы, но также можно сделать другой вывод. Промышленные компании привыкли к новым условиям, заметно усложнившимся, ведения бизнеса и обратили внимание на лизинг, как общедоступный способ обновления производства. Но стоит поставить вопрос: Как лизингодатели стимулируют процесс и что для этого предпринимается?

При разговоре о потенциале лизинга стоит упомянуть ряд цифр. В экономике нашей страны уровень сработки основных средств очень высок – 45,3%. Ко всему этому, полностью сработанных фондов у нас 13,1%. То есть, после недолгих подсчётов, можно прийти к довольно неутешительным результатам: замене подлежит довольно большая сумма – 9,7 трлн. рублей. Например, наши вложения в футбольный мундиал 2018 будут в тысячу раз ниже, чем в это. Да ещё и потенциальных инвесторов в разы меньше. Учёными подсчитано, что даже при условии восстановления докризисных лизинговых объёмов, потребуется как минимум девять лет для обновления основных фондов. Для чего это всё говорилось? Для донесения одной мысли: следить требуется не только за мировыми ценами на энергоносители и курсами валют.

Безусловно, стабилизация в экономике, а также снижение процентных ставок послужили серьёзным толчком к существенной прибавке в деятельности лизинговых компаний в прошедшем году. Стоит отметить рост предложений заёмных средств, предоставляемых банками, ищущих надёжные объекты для размещения кредитов. Конечно же, займы на боготворимый государством сектор экономики. А лизингодатели не дремлют и предлагают свои услуги.

Нужно упомянуть, что этот сектор является им почти родным. Они работают там всю жизнь. А также, проблем с просроченной задолженностью, которая являлась постоянным бичом во время кризиса, у них никогда не было. Активы, вызывающие сомнение, быстро выявляются и изымаются, после чего ставятся на следующую продажу. Сходный механизм можно найти в механике: если условия эксплуатации ужесточаются, то всегда выигрывает простой механизм. Тем более сейчас, по оценке гендиректора по лизингу в «УралСибе» Ольги Литвиновой, лизингодатели стали намного тщательнее оценивать возможные риски и предоставляют теперь финансирование только наиболее качественным заёмщикам. Даже и они обращаются, чаще всего, к заёмщикам соответствующего уровня.

Кто же находится в лидерах?

Конечно же, крупнейшими участниками в прошедшем году стали дочерние компании таких влиятельных финансовых институтов, что и возразить сложно: «Сбербанк-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «ВТБ-Лизинги». Суммарно они обеспечили около трети от всего объёма новых сделок.

Прирост на технику для железных дорог составил большое соотношение к общему приросту на различное оборудование в 37%. Большинство запросов от клиентов поступает на приобретение в лизинг вагонов, в том числе и в оперативный, отмечает генеральный директор «ВТБ-Лизинга» Андрей Коноплёв. Очень популярны лизинги на бензиновые и нефте- цистерны, крытые вагоны, различные полувагоны, а также вагоны, предназначенные для перевозки сыпучих грузов. Удивительно, что даже здесь образовалась своя конкуренция.

Brunswick RailКрупная канадская компания Brunswick Rail в конце декабря заявила о прекращении в нашей стране ряда сделок, в которых было задействовано более полумиллиарда американских долларов. Стоит напомнить, что Brunswick Rail является одной из главных компаний, участвующих в рынке оперативного лизинга для подвижного состава. Эти средства кем только не были предоставлены: Иностранными инвесторами, акционерами компаний, банками, одним и крупнейших в Европе банком реконструкции и в довершение ко всем Международной финансовой компанией (IFC).

Становится интересно, почему же они отменили, особенно в то время года, когда почти все в нашей стране заняты только финансовой отчётностью и ничем другим?

Как следует из широко распространённого пресс-релиза, Корпорация тратит занятые денежные ресурсы на стабильное развитие своего парка грузовых вагонов в России, коих уже насчитывает больше чем 12,5 тысяч на сегодняшний день. Следую такой цели, компания Brunswick Rail хочет обеспечить быстрорастущие потребности в передвижном составе довольно крупных транспортных и грузообразующих предприятий России. Несложно заметить, что амбиции у компании довольно высоки. Хотя надо понять, на чём они конкретно зиждутся. По немаленьким оценкам Brunswick Rail , Российскому Железнодорожному рынку в течение ближайших десяти лет потребуются больше, чем 700 тысяч новых вагонов для достаточной замены старого парка и гарантированного обеспечения потока грузоперевозок, неуклонно растущих.

Другие популярные сегменты, на который берут лизинг – это автотранспорт, как грузовой, так и легковой, и авиатехника. Совокупная доля прироста довольно мала и составляет почти 16%, хотя это был заметный прирост в «автозоне» чуть ли не втрое (+ 180%). Но до кризиса, всё-таки, эта цифра была больше – 19,3%. Также стоит отметить, что в прошедшем году в структуре развивающегося бизнеса почти 9 % - сделки с использованием оперативного лизинга, хотя в начале кризиса она составляла всего 5-8% (40-60 млрд рублей).

Такой всплеск в лизинге можно объяснить и географическим распределением сделок. Конечно же, самое большое количество автомобилей на сегодняшний день покупается в крупных городах. А также, самолеты и подвижный состав, хотя и «скачут» по территории нашей страны и за её пределами, но стоят на официальном учёте по месту регистрации лизингополучателей, главные офисы которых довольно часто открыты в Москве, в другом мегаполисе или просто находящейся рядом территории. В результате чего можно наблюдать, что больше, чем 90% всех сделок, приходятся на Центральный федеральный округ и две столицы.

Лишение превосходства – зачем оно?

Хотя выше были описаны плюсы, но с горечью надо признать тот факт, что отечественный рынок лизинга не попытался обзавестись специализированным регулятором или авторитетным лоббистом. А что получается в результате? Законодательное регулирование в наше время происходит в довольно хаотичном режиме. В большей степени, устанавливаемые законы не помогают развиться лизинговой деятельности, а наоборот, подавляют её.

Например, пока государство пыталось простимулировать спрос на автотранспорт, был принят закон, запретивший возможность амортизировать имущество с первой и третьей амортизационных групп, куда входят автомобили с двигателем до 3,5 л в объёме. Это повело за собой огромный ряд негативных последствий – от банального сокращения спроса на лизинг до крайне опасного снижения маржи компаний с формированием налогового убытка при окончании договора при передаче предмета в собственность лизингополучателя. Даже в Министерстве финансов ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации по всему имуществу.

Конечно, понятно желание ФНС и Минфина увеличить количество поступаемых налогов, но здесь может также сказаться стремление финансовых организации расширить правило о справедливости налогообложения. По этому принципу, договора по лизингу тоже наделять преимуществами в налогообложении.

С академической точки зрения такая позиция, возможно, верна. Но если подойти более тщательно и взвешенно, то можно прийти к выводу, что при данных инвестициях в модернизацию производства отмена повышающих коэффициентов к амортизации в России будет явно преждевременной.

Убирать такое глобальное преимущество для лизинга, как ускоренная амортизация, довольно рано. Очень важно, чтобы принятие законодательных инициатив, ухудшающих условия и качество работы лизинговых компаний, проводилось обдуманно, с просчётом всех последствий.

За оперативным лизингом стоит удачное будущее.

С таким лозунгом выступает Сергей Дергачёв - генеральный директор «Транскредитлизинга». Эта компания всегда отличалась в системообразующих экономических отраслях. На сегодняшний день основу портфеля этой компании составляет разного вида автотранспорт, будь то авиатехника, железнодорожный транспорт и суда. По его же мнению, одна из важнейших задач компании – разнообразие бизнеса и привлечение клиентов из среднего сегмента. Для этих целей уже разрабатывается пакет «новых возможностей» Будущее стоит за «умным лизингом», в котором учитываются все индивидуальные особенности и потребности каждого клиента. Тот, кто следует этому, обеспечивает себе большие перспективы развития.

Согласно сложившемуся определению, которое легко найти в любом экономическом словаре, лизинг бывает двух типов: финансовый и оперативный (или иначе операционный). Второй тип довольно распространён. К нему относят виду услуг, при котором срок полезного использования объекта лизинга значительно больше срока договора. Поэтому, после окончания срока соглашения, лизингодателю возвращается объект, который можно повторно сдать в работу. Стоимость такой услуги намного выше, чем финансового лизинга.

По-простому, оперативный лизинг является долгосрочной арендой, а финансовый это неплохой способ покупки предмета, при которой обязателен переход права собственности к лизингополучателю. Это очень может напомнить покупку в рассрочку. Покупка в любом случае всегда дешевле, чем аренда. Но такой вид удобен для тех, кто любит только пользоваться. Оперативный же лизинг – для тех, кто хочет не только купить, но и получить все права на пользование в собственность.

Автомобили являются наиболее прогнозируемыми в стоимости активов. Именно поэтому, оперативный лизинг наиболее активно используется в покупке машин. Список марок автомобилей, использующихся в лизинге с остаточной стоимостью, многократно расширился и теперь предоставляет почти все марки, которые официально поставляются в Россию. Но объёмы финансового лизинга намного превосходят оперативного, т.к. большинство людей хочет получить машины в собственность.

Иными словами, есть два отличия оперативного и финансового лизинга, которые выделяют аналитики. В первом, срок лизинга намного короче срока использования предмета, и предмет лизинга остаётся у компании, когда заканчивает договор. Т.е. предусматривается, что объект лизинга может сдаваться не один раз в течение его срока эксплуатации. Во втором случае срок амортизации сопоставим со сроком лизинга, в конце которого права на собственность переходят к лизингополучателю. На первый взгляд, создаётся ощущение, что в выигрыше остаётся лизингодатель.

На порядок выше.

Оперативный лизинг является инструментов более высокого порядка, нежели финансовый. Только для его успеха требуется много условий. К примеру, должен быть хорошо развит вторичный рынок для конкретного вида имущества, чтобы лизинговая компания могла правильно оценивать и получать остаточную стоимость полученного назад актива. Также, расходы на ремонт кладутся на лизинговую компанию, что требует существования комплексной информационной системы, точного взаимодействия всех служб и много инвестиций. Уже из этого следует, что в неустойчивых лизинговых структурах не может применяться оперативный лизинг.

Крайне удобен оперативный лизинг тем компаниям, которым нужен автопарк или он есть, но у них нет возможности вкладывать деньги в инфраструктуру его обслуживания. Эти компании получают готовые к использованию машины и не испытывают проблем по поводу замены резины, прохождения ТО, хранения шин и всяческих ремонтов.

Большой экономический смысл вложен в оперативный лизинг, т.к. имущество вёрнётся к лизингодателю. Лизингополучателю такой вариант является более дешёвым, т.к. в платежах не учитывается возмещение инвестиционных затрат на имущество, и следовательно это существенно сужает объём выплат. В дополнение ко всему этому, оперативный лизинг обеспечивает техническое обслуживание объекта и другие дополнительные услуга, связанные с его использованием.

Также Сергей Дергачёв думает, что оперативному лизингу предстоит большое будущее. Сейчас он уже развивается, включаю в себя большинство новых отраслевых сегментов, в зависимости от темпов их развития. Сейчас очень активен оперативный лизинг подвижного состава. В основном, это заслуга интенсивного роста цен, которая делает финансовый лизинг крайне невыгодным для операторов состава.

Желание заработать на бизнесе после кризиса, заменить старое и ломающееся оборудование, прийти в новые ниши и обыграть конкурентов – вот основные «двигатели» отрасли. Сейчас намного лучше соблюдать количество денежных ресурсов, находящихся в движении, чем растрачивать свои собственные резервы, даже на покупки основных средств.

Исходя из всего этого, Можно сделать вывод, что интерес отечественных лизингополучателей к оперативному лизингу настолько возрастает. Конечно, до европейского уровня нам ещё очень далеко (около четверти всех закупок транспорта). В нашей стране оперативным лизингом чаще всего пользуются крупнейшие Российские компании, которые имеют большой автопарк, а также западные. Им важнее использование самого объекта лизинга, а не право собственности и связанные с эти издержки. Конечно же, схема-план оперативного лизинга пойдёт вперёд семимильными шагами. Поэтому можно точно сделать вывод, что пора не каждого клиента делать индивидуальную программу, в которой учитываются интересы лизинговой компании и, конечно же, непосредственно самого клиента. При обсуждении условий и полного согласования стратегии должна подибраться своя, индивидуальная, схема лизинга.

Кризис пройден.

Гигантский рост суммы сделок на рынке лизинга в прошедшем году, обеспечили довольно оптимистический настрой в отношении дальнейшего пути развития бизнеса. В этом уверены больше, чем 60% компаний, участвующих в сегменте.

 
Свежие статьи
12 золотых правил  успешных людей
Как вы думаете, что отличает успешного человека от неудачника? Почему некоторые люди с успехом достигают своих целей, а другие - нет? Ответ прост - все дело в их мировоззрении, взглядах на жизнь и привычках. Ваш мозг - первый ключ к успеху. Второй - ваши повседневные привычки. В этой статье мы расскажем вам о правилах, которые помогут вам преобразить жизнь и достичь небывалого успеха.
02.11
Профессиональный подход к выбору автомобиля с пробегом
Выбирая подержанный автомобиль, человек неопытный зачастую покупает транспортное средство, абсолютно не ведая, что он приобрёл себе большую проблему на колёсах.
10.09
Все что нужно знать Toyota Hilux 2015-2016 (тест-драйв)
На пикап Toyota Hilux восьмого поколения японцы возлагают большие надежды. Ведь он, если верить многочисленным заявлениям «тойотовцев», по уровню комфорта и управляемости должен быть сравним с обычными легковыми автомобилями.
08.09
Коррозия кузова автомобиля — смерть вашего авто не за горами?
Коррозия кузова автомобиля – страшный диагноз для самого транспортного средства и причина новых хлопот для его хозяина.
07.09
Системы автоматического управления автомобилем. Когда водители будут не нужны?
Разработка систем автоматического управления автомобилями уже довольно давно ведется всеми мировыми автоконцернами.
07.09
Фахверковые дома — с чем же их едят?
Современный дом из фахверка имеет в основе несущую конструкцию, состоящую из деревянных опор. Различным странам свойственны индивидуальные стилевые решения фахверка, поэтому для опор могут использоваться балки, брус или бревна из любых хвойных пород.
07.09
Металлическая мебель для предприятия
При оборудовании производственных помещений обязательно встает вопрос о закупке мебели. В связи с особенностями эксплуатации и среды, и требования к мебели, в данном случае, будут особыми. Как правило, традиционная "деревянная" мебель не подходит для интенсивной эксплуатации в неблагоприятных условиях. Зато, металлическая мебель для этих целей отлично подходит. В этом обзоре мы рассмотрим какие основные требования предъявляются к специальной мебели, основные её виды и особенности.
05.07
Как выбрать «правильный» холодильник для дома
Приобретение холодильника всегда стояло на одном из первых мест при выборе бытовой техники: человеку необходима пища, соответственно, требуется и устройство, обеспечивающее сохранность продуктов. Долгие годы конструкция этого неотъемлемого кухонного атрибута практически не менялась. Модели, особенно в нашей стране, отличались лишь размерами и некоторыми техническими параметрами.
15.12
Как выбрать хороший ирригатор?
Ирригатор или гидрофлосс – прибор, формирующий струю воды. Вода, находящаяся под давлением, эффективно удаляет остатки пищи между зубами и очищает пародонтальные карманы. С помощью современного прибора для очистки зубов и десен – ирригатора, можно эффективно удалить остатки пищи, мягкий зубной налет из  труднодоступных мест ротовой полости.
09.12
10 лучших снегоуборщиков
Снежные заносы часто становятся серьёзной проблемой для владельцев частным домов, мешая проходу по территории или проезду автотранспорта. Для решения этого вопроса в последнее время стали использовать специальную технику – снегоуборщики, которые могут быть, как электрическими, так и бензиновыми.
09.12