Лучшие статьи
Деньги из опилок

О том, что в Росси огромные запасы леса, это знает весь мир. И весь мир же по...

Утепление стен: изнутри или снаружи?

То, что нам иногда в доме холодно – понятно. Что стены надо утеплить &n...

5 жестких падений кранов из-за халатности

Смотреть, как падают люди бывает порой смешно. Потому что и сами упавшие могу...

ЭкоПан – технологии будущего? (видео)

Много говорили о канадских технологиях малоэтажного строительства, которые с ...

2 в 1: Фасадные Термопанели

Да, это и утеплитель, и декоративное покрытие фасада одновременно. В такихтер...

Наружное утепление стен

После того, как в предыдущей статье об утеплении наружных стен зданий мы разо...

5 аварий погрузочной техники: лихие водители (видеоподборка)

Раз уж мы затрагивали спецтехнику в публикациях, не лишне упомянуть и о «комн...

Механизированная стяжка пола: новые технологии!

Как чаще всего выполняется стяжка своими руками? Долго, нудно, трудоемко. Мы ...

Утепление мансарды и характерные ошибки

Построить одноэтажный дом на собственном участке, но при этом получить два эт...

Загадочный пиролиз (видео)

Как экономнее расходовать топливо? Как получить при этом больше тепла? Как об...

Что нужно знать при выборе металлочерепицы?!

Согласитесь, придя в гипермаркет строительных материалов, разбегаются г...

Как красиво оформить окно

Во многих городах Европы можно увидеть жилые многоэтажки или даже целые кварт...

Железная дорога: самые страшные крушения на транспорте

При чем здесь поезда? Поезда всегда при чем, потому что именно железнодорожны...

Ё-мобиль и двигатели будущего

На смену привычному двигателю внутреннего сгорания идут новые технологии! Вес...

Toркретирование бетона – что это?

Оказывается, повысить прочность бетона можно из ничего, не применяя специальн...

В будущее - с уверенностью

26.03.2012 — Просмотров: 238
Созданный в военном 42-м в Москве как броневой институт НИИ Стали за 70 лет деятельности записал в актив уникальнейшие разработки для оборонной промышленности страны. С 2010 года, уже в составе Концерна «Тракторные заводы», НИИ освоил гражданское направление. Об успехах коллектива и перспективах – разговор с генеральным директором НИИ Стали Дмитрием КУПРЮНИНЫМ.
В будущее - с уверенностью

Дмитрий Геннадиевич, как Вы оцениваете потенциал НИИ Стали в канун его  70-летнего юбилея?

В НИИ Стали работаю уже год, и этого времени хватило, чтобы объективно оценить потенциал института. Подчеркну, что таких предприятий, которые бы могли  комплексно решать проблемы защиты военной техники и личного состава, в России больше нет, да и в мире они наперечет.

Какие разработки НИИ являются неотъемлемой частью оборонной мощи нашей страны?

Практически вся сухопутная боевая техника России – танки, БМП, БТР, специальные машины и т.д. – сегодня оснащена средствами защиты, разработанными в стенах НИИ Стали. Это и бронезащита с использованием броневых сталей, алюминия, титана, композитов, и динамическая защита с использованием взрывчатых веществ, и системы маскировки, и противорадиационная защита от поражающих факторов ядерного взрыва. И если сравнивать отечественную технику с аналогичной зарубежной по параметру защиты, то мы сегодня ей ни в чем не уступаем, а по ряду изделий и превосходим.

Над чем коллектив института работает сегодня?

Все последние разработки отечественного военно-промышленного комплекса, показанные на международной военной выставке в Нижнем Тагиле в сентябре прошлого года, и которые привлекли максимальное внимание российских и зарубежных специалистов, созданы при непосредственном участии НИИ Стали. Танк Т-90СМ с новым комплексом динамической защиты «Реликт», бронеавтомобиль универсального назначения «Тайфун» с новой керамической броней, БМД-4 с защитой на уровне лучших БМП – именно они стали гвоздем выставки, в том числе благодаря наличию эффективной бронезащиты, созданной НИИ Стали.

Сегодня институт  продолжает  работать над созданием еще более эффективных систем защиты, в том числе от высокоточного оружия. Одна из важных задач ближайшей перспективы – восстановление несколько утраченных позиций на рынке средств индивидуальной защиты.


Какие разработки ведутся для техники Концерна гражданского назначения?

В 2011 году в составе НИИ Стали появилось новое подразделение: научный исследовательский центр по тракторам – НАТИц, которое возглавил кандидат технических наук, профессор, видный ученый в области тракторостроения Николай Щельцын. Оно сформировано на базе коллектива известного института НАТИ, который, к сожалению, прекратил свою профильную деятельность после продажи государственного пакета акций.

Новое подразделение НИИ Стали работает над тематикой, востребованной «Тракторными заводами» и направленной на создание новых и совершенствование выпускаемых предприятиями Концерна сельхозтракторов и другой техники. Приоритетной для НАТИц темой в настоящее время является завершение разработки конструкции гусеничного с/х трактора ЧН6 мощностью 315 л.с. Эта машина по своей компоновке, конструкции узлов ходовой системы, трансмиссии, системе управления, кабины  и верхнего строения является принципиально новой для отечественного тракторостроения. Предварительные испытания ЧН6 дали весьма обнадеживающие результаты, и сейчас коллектив НАТИц совместно с конструкторскими организациями и заводами Концерна готовит образцы для приемочных испытаний, которые начнутся уже в апреле-мае.

Отдельным направлением является создание конструкции и отработка технологии производства резиноармированных гусениц, применение которых придает гусеничному трактору и комбайну ряд новых важных качеств: снижение уплотнения почвы, уменьшение вибрации и шума, возможность движения по асфальтированным дорогам без их повреждения. Работа ведется совместно со специалистами шинной промышленности. В прошедшем году мы изготовили образцы для испытаний на тракторах и комбайнах, а также смонтировали и запустили специальный стенд, позволяющий в короткие сроки сравнить между собой разные варианты конструкторских и технологических решений.

Новым направлением для тракторостроения является создание систем дистанционного мониторинга тракторов и других машин Концерна с применением технологий ГЛОНАСС. Работа проводится с участием ряда предприятий Концерна, а также со специалистами ООО «М2М Телематика» и ОАО «Коминтерн Онлайн». Роль специалистов НАТИц заключается в подготовке технических требований к системе, анализе и оценке результатов исследований и испытаний опытных образцов, разработке предложений по совершенствованию алгоритмов системы. Внедрение этой разработки принесет пользу, в первую очередь, потребителям техники, поскольку позволит контролировать эксплуатационные показатели и режимы работы машин в сельскохозяйственном производстве. Для производителя машин и его дилеров появится дополнительный источник информации о техническом состоянии и эксплуатационной надежности машин, что позволит ускорить работы по совершенствованию их конструкции и системы сервиса.

Разворачиваются работы по созданию перспективных узлов и систем тракторов, в первую очередь, трансмиссий и систем управления моторно-трансмиссионными установками. Часть разработок данного направления реализуется в образцах ЧН6, но это лишь самое начало. Мы работаем над созданием образцов перспективных трансмиссий с преселекторным электронно-гидравлическим управлением, а также двухпоточных бесступенчатых передач. В 2012 году предполагаем создать стенд для исследований и испытаний указанных образцов. На этом же стенде будут испытываться гидротрансформаторы, разрабатываемые НАТИц для техники Концерна.

Продолжаются начатые в НАТИц работы по повышению чистоты масел и рабочих жидкостей. Наши специалисты в текущем году должны завершить разработку установки для внешней очистки масла, подключаемой к различным системам тракторов, и подготовить предложения по организации ее производства.

Большие надежды возлагаем на внедрение компьютерных обучающих программ в гражданскую сферу. Пока мультимедийные комплексы для обучения персонала, эксплуатирующего и обслуживающего боевую технику, мы поставляем за рубеж. Хотелось бы, чтобы эта эффективная технология быстрее нашла гражданское применение.


Расскажите немного о коллективе. И кто, по Вашему мнению, составляет честь института?

Сегодня коллектив оптимизирован для решения стоящих задач, хотя по ряду направлений, особенно  материаловедческого, проблемы пока остаются. Требуется приток свежих сил, и мы над этим работаем. Отмечу, где видны наши достижения, - сегодня работают молодые, но опытные кадры. Это главный конструктор защиты БТВТ М. Алексеев, начальник отдела легкой брони М.  Хохлов, начальник отдела комплексной защиты А. Кимаев.

Не сбрасываем со счетов и ветеранов,  эффективно передающих молодежи богатый опыт.  Это директор по науке, профессор  В. Григорян, главный металлург, профессор С. Гладышев, начальник отдела испытаний, к.т.н. В. Маринин, коммерческий директор, генерал-лейтенант, к.т.н. В. Хромов. Они и многие другие сотрудники, сделавшие имя институту, составляют сегодня его золотой фонд.

В 2011 году коллектив пополнился сотрудниками бывшего института НАТИ, среди которых известные специалисты тракторостроения –  В. Ротенберг, В. Архипов, И. Коробейников, М. Розеноер, В. Бейненсон, А. Юшкевич, И. Иванов. Набирает опыт и молодое поколение –  О. Евтушик, А. Стецюк, А. Горбачев, В. Крючков,  А. Шапкин, Д. Шуваев, Р. Федоткин, а это значит, что НАТИц имеет все основания для дальнейшего развития в рамках НИИ Стали.


Что пожелаете коллективу НИИ Стали в юбилейный год?

Отраслевая наука имеет глубокие корни и славные традиции и потому может стать основой для дальнейшего развития отечественного машиностроения. Коллективу желаю веры в свои силы, решимости и твердости в преодолении неизбежных трудностей и проблем. Опираясь на достижения прошлого, мы можем уверенно работать над перспективной техникой на благо России.