Лучшие статьи
Деньги из опилок

О том, что в Росси огромные запасы леса, это знает весь мир. И весь мир же по...

Утепление стен: изнутри или снаружи?

То, что нам иногда в доме холодно – понятно. Что стены надо утеплить &n...

5 жестких падений кранов из-за халатности

Смотреть, как падают люди бывает порой смешно. Потому что и сами упавшие могу...

ЭкоПан – технологии будущего? (видео)

Много говорили о канадских технологиях малоэтажного строительства, которые с ...

2 в 1: Фасадные Термопанели

Да, это и утеплитель, и декоративное покрытие фасада одновременно. В такихтер...

Наружное утепление стен

После того, как в предыдущей статье об утеплении наружных стен зданий мы разо...

5 аварий погрузочной техники: лихие водители (видеоподборка)

Раз уж мы затрагивали спецтехнику в публикациях, не лишне упомянуть и о «комн...

Механизированная стяжка пола: новые технологии!

Как чаще всего выполняется стяжка своими руками? Долго, нудно, трудоемко. Мы ...

Утепление мансарды и характерные ошибки

Построить одноэтажный дом на собственном участке, но при этом получить два эт...

Загадочный пиролиз (видео)

Как экономнее расходовать топливо? Как получить при этом больше тепла? Как об...

Что нужно знать при выборе металлочерепицы?!

Согласитесь, придя в гипермаркет строительных материалов, разбегаются г...

Как красиво оформить окно

Во многих городах Европы можно увидеть жилые многоэтажки или даже целые кварт...

Железная дорога: самые страшные крушения на транспорте

При чем здесь поезда? Поезда всегда при чем, потому что именно железнодорожны...

Ё-мобиль и двигатели будущего

На смену привычному двигателю внутреннего сгорания идут новые технологии! Вес...

Toркретирование бетона – что это?

Оказывается, повысить прочность бетона можно из ничего, не применяя специальн...

Лесное машиностроение. Вчера! Сегодня. Завтра?

18.07.2013 — Просмотров: 537
Выступление директора Некоммерческого партнерства «Лесной Союз», доктора экономических наук, академика РАЕН, заслуженного работника лесной промышленности В.В.Грачева на заседании Комитета при Бюро Центрального Совета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, состоявшемся 9 июля 2013 года в г. Москве
Лесное машиностроение. Вчера! Сегодня. Завтра?

Во второй половине ХХ века в нашей стране была создана мощная материальная база лесного машиностроения, включавшая в себя заводы, научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения, которые обеспечивали выпуск всех необходимых лесозаготовителям систем машин, базировавшихся на гусеничных и на колесных движителях.

Выпускались известные всем трелевочные трактора ТДТ-55, ТТ-4, К-703, многооперационные машины: валочно-пакетирующие и валочно-трелевочные, сучкорезные машины, бесчекерные трелевочные и т.д. В тот период ЦНИИМЭ даже приступил к разработке робото - технологических комплексов.

За счет систем машин вытеснялся тяжелый ручной труд на лесозаготовках. Во многих леспромхозах механизация трудоемких работ достигала 100%.

В период экономических реформ лесное машиностроение  вместе с отраслевой наукой практически было разрушено за исключением отдельных предприятий, которые возглавляют способные и талантливые организаторы: Сергиенков Сергей Николаевич (компания «Велмашсервис»), Кузнецов Владимир Иванович («Лестехком»).

С болью в сердце можно говорить о том, что флагман лесной науки - ЦНИИМЭ, а это мощное научно-производственное объединение, лаборатории, ЭВМ, экспериментальные заводы, опытные леспромхозы – сократилось до небольшой группы специалистов и ученых из 30 человек во главе с патриотом лесного машиностроения Николаем Сергеевичем Еремеевым.

На сегодняшний день из научных учреждений пока еще функционирует Государственный научный центр лесопромышленного комплекса.

В настоящее время в лес поступает техника импортного производства, и во многих случаях - после реставрации, бывшая в употреблении. Только
крупные компании, такие как группа «Илим», могут приобретать современные, соответствующие мировым стандартам машины.

Для всех очевидно, что Россия – это лесная держава (а у нас почти четверть мировых запасов леса), и она не может эффективно развивать лесной сектор экономики без собственной материальной базы лесного машиностроения.

Каковы же пути вывода отрасли из кризиса?

Во-первых, необходимо проанализировать причины разрушения отечественного лесного машиностроения.

Во-вторых, определить меры, обеспечивающие возрождение отраслевой науки и развития лесного машиностроения.

Одной из главных причин невостребованности продукции отечественного машиностроения являются массовые процессы разукрупнения лесопромышленных крупных предприятий — леспромхозов, объединений, при проведении экономических реформ и появление многочисленных мелких лесозаготовителей: различных ООО, ЧП и т.д. Усугубило ситуацию разрушение сельхозорганизаций. Люди, потеряв работу, пошли заниматься лесным промыслом. Например, по Вологодской области в дореформенный период было 68 леспромхозов, сейчас же - работает более 2 тысяч различных лесозаготовителей. И этот процесс характерен для большинства лесных регионов. Таким образом, возможно, решаются проблемы занятости, но не проблемы эффективности лесной отрасли.

Абсолютное большинство мелких лесозаготовителей не имеют финансовой возможности приобретения техники и используют в лесу изношенную отремонтированную кустарным способом, а во многих случаях используют даже сельхозтехнику.

Вот здесь и появляются проблемы и низкой эффективности и экономической деградации, а самое главное — безопасности выполнения работ, т.к. на этих предприятиях происходит основная масса несчастных случаев.

Следующие причины кризиса в отрасли относятся к общим для машиностроения:

  • физический и моральный износ оборудования и технологий лесного машиностроения;
  • агрессивная рыночная интервенция западных фирм лесного машиностроения (Джон-дир», «Понссе», Валмет и др.);
  • развал отраслевой науки;
  • дефицит финансовых ресурсов;
  • дефицит и старение профессиональных кадров. 

Не будет преувеличением отметить, что аналогичные проблемы характерны для многих подотраслей Российского машиностроения, но наиболее остро, на мой взгляд, они проявляются в лесном машиностроении.

Отвечая на главный вопрос: какие меры определить для развития отечественного лесного машиностроения, мы должны прежде всего знать, какой должна стать лесозаготовительная техника завтрашнего дня, какие следует ожидать российские и мировые тенденции в развитии лесного машиностроения.

Используя материалы ученых и практиков, можно отметить, что в настоящее время парк лесозаготовительных машин имеет множество типов и моделей.

Анализ номенклатуры лесозаготовительных машин показывает, что зарубежные фирмы предлагают потребителям более 200 моделей, в том числе различные скиддеры, харвестеры, форвардеры.

При всем многообразии предлагаемых для леса машин, есть основания прогнозировать, что в течение длительного времени (20-30 лет) сохранятся хлыстовая и сортиментная заготовка древесины, следовательно, и конструкция техники   должна будет соответствовать этим технологиям (в т.ч., примерно на 30-40% - хлыстовой технологии).

Исходя из тенденций мирового развития техники и технологий, можно     ожидать, что более 60% лесных машин будут изготавливаться на колесном ходу и распределяться,  в основном, по трем типоразмерным классам:

  • машины легкого класса (от 5 до 10 тонн);
  • машины среднего класса (от 10 до 13 тонн);
  • машины тяжелого класса (от 15 тонн). 

Эти типы машин будут удовлетворять как крупные компании, так и небольшие предприятия малого бизнеса.

Спрос на лесозаготовительную технику в России в ближайшем будущем должен удовлетворяться отечественными производителями. Им предстоит разработать и выйти на внутренний рынок с техникой нового поколения широкого диапазона массомощностей и геометрических параметров, конкурентоспособной по критерию цена / качество.

Для создания и производства отечественных лесных машин высокого технического уровня, и обеспечения их конкурентоспособности на рынке необходимо разработать новый руководящий документ - систему технологий и машин для комплексной механизации лесозаготовительного производства с учетом региональных особенностей по природно-производственным условиям.

Нет сомнения, что лесная отрасль нашей страны в перспективе должна стать одним из приоритетов экономического развития, а обеспечить эту задачу можно за счет развития лесного машиностроения.

Очевидно, что для этого необходима серьезная государственная программа развития лесного машиностроения.

Такая программа должна включать:

  • глубокое изучение внутренней и внешней конъюнктуры рынков,
  • восстановление отраслевой науки на базе Государственного научного центра;
  • финансовую поддержку предприятий при производстве новых технологий и машин;
  • грантовую поддержку за создание инновационных технологий, соответствующих мировому уровню;
  • внешне - экономическую интеграцию создания совместных предприятий по примеру автопрома;
  • решение назревающей проблемы утилизации лесной техники. 

Очевидно, настало время Союзу машиностроителей России, Ассоциации лесного машиностроения, при поддержке Минпромторга инициировать разработку и принятие соответствующей Правительственной программы поддержки и развития лесохозяйственного сегмента машиностроения.

Комитет при Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению (Комитет) был создан 3 апреля 2008 года и является постоянно действующим консультационно-совещательным органом при Бюро Центрального совета «Союз машиностроителей России».

Основной целью деятельности Комитета является содействие обеспечению совершенствования механизмов правового, нормативного, административного и рыночного регулирования деятельности отраслей машиностроительного комплекса, обеспечивающих развитие отечественного тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного, подъемно-транспортного машиностроения и производства лифтов,  а также консолидированная выработка программ по развитию указанных отраслей машиностроительного комплекса и осуществление  координации и своевременного контроля эффективности их реализации.