Лучшие статьи
Деньги из опилок

О том, что в Росси огромные запасы леса, это знает весь мир. И весь мир же по...

Утепление стен: изнутри или снаружи?

То, что нам иногда в доме холодно – понятно. Что стены надо утеплить &n...

5 жестких падений кранов из-за халатности

Смотреть, как падают люди бывает порой смешно. Потому что и сами упавшие могу...

ЭкоПан – технологии будущего? (видео)

Много говорили о канадских технологиях малоэтажного строительства, которые с ...

2 в 1: Фасадные Термопанели

Да, это и утеплитель, и декоративное покрытие фасада одновременно. В такихтер...

Наружное утепление стен

После того, как в предыдущей статье об утеплении наружных стен зданий мы разо...

5 аварий погрузочной техники: лихие водители (видеоподборка)

Раз уж мы затрагивали спецтехнику в публикациях, не лишне упомянуть и о «комн...

Механизированная стяжка пола: новые технологии!

Как чаще всего выполняется стяжка своими руками? Долго, нудно, трудоемко. Мы ...

Утепление мансарды и характерные ошибки

Построить одноэтажный дом на собственном участке, но при этом получить два эт...

Загадочный пиролиз (видео)

Как экономнее расходовать топливо? Как получить при этом больше тепла? Как об...

Что нужно знать при выборе металлочерепицы?!

Согласитесь, придя в гипермаркет строительных материалов, разбегаются г...

Как красиво оформить окно

Во многих городах Европы можно увидеть жилые многоэтажки или даже целые кварт...

Железная дорога: самые страшные крушения на транспорте

При чем здесь поезда? Поезда всегда при чем, потому что именно железнодорожны...

Ё-мобиль и двигатели будущего

На смену привычному двигателю внутреннего сгорания идут новые технологии! Вес...

Toркретирование бетона – что это?

Оказывается, повысить прочность бетона можно из ничего, не применяя специальн...

Эксперты «Онежского тракторного завода» уверены в перспективности хлыстовой технологии заготовки леса в России

18.07.2013 — Просмотров: 734
Выступление Исполнительного директора ООО «Онежский Тракторный завод» Д.В.Демакова на заседании Комитета при Бюро Центрального Совета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, состоявшемся 9 июля 2013 года в г. Москве
Эксперты «Онежского тракторного завода» уверены  в перспективности хлыстовой технологии заготовки леса в России

До 90-х годов прошлого века около 95% древесины в нашей стране заготавливалось по хлыстовой технологии. Переход от плановой экономики к рыночной повлек за собой развал крупных предприятий лесозаготовительной отрасли на множество мелких и привел их к утрате возможностей эффективного функционирования. Предприятия лесозаготовительной отрасли перестали обновлять свои парки техники. Причины крылись, во-первых,  в использовании техники, поставленной в период плановой экономики, в качестве запасных частей, а, во-вторых, в существенном снижении реализации: многие потребители техники оказались неплатежеспособными, стали широко практиковаться бартерные сделки. Дополнительные сложности вызывало закрытие большинства машиностроительных предприятий, выпускавших технику для хлыстовой технологии.

Произошел переход на использование зарубежных машин, причем, в значительной мере, бывших в употреблении. Одновременно происходило вытеснение хлыстовой технологии сортиментной, как более простой в организационном плане. Так, при сортиментной технологии зачастую не требуется наличие нижнего склада с соответствующим оборудованием, сортименты поступают непосредственно с верхнего склада потребителю.

Переход на сортиментную технологию был обусловлен, в том числе, схожестью природных и климатических условий со скандинавскими в ряде регионов России, таких как Республика Карелия, Архангельская и Ленинградская области.

Леса Скандинавских стран отличаются тем, что большинство из них своевременно пройдено рубками ухода, а также практическим отсутствием перестойных лесов в связи с полным освоением расчетной лесосеки. Соответственно, в лесах растут одновозрастные деревья примерно одинакового размера и качества. При заготовке таких лесов, очевидно, эффективнее сортиментная технология с использованием комплекса машин - «харвестер + форвардер».

В России на протяжении многих лет освоение лесосеки составляло менее 30% без проведения каких-либо рубок ухода. Соответственно, в настоящее время лесозаготовительным предприятиям приходится осваивать перестойные леса. Их структура такова, что лишь 40% идеально подходят для максимально эффективной заготовки с помощью комплекса «харвестер + форвардер». Заготовка остальных 60% не позволяет рационально пользоваться им. За редким исключением, данный комплекс никогда не будет работать в России столь же продуктивно, как в Скандинавских странах.

Сложившаяся практика подсказывает, что хлыстовая технология заготовки леса останется преобладающей в России, также как и в таких лесоиндустриально развитых странах как Канада и США, где леса аналогично неухожены, как и в России.

По природно-производственным условиям Российской Федерации (несущей способности грунтов, особенностей рельефа), а также в связи с недостаточным объемом строительства как временных лесных дорог, так и лесовозных дорог постоянного действия, освоение всего лесного фонда России с использованием машин с колесным движителем практически невозможно.

Машины с гусеничным движителем производят удельное давление на грунт в 3-5 раз меньше, чем машины с колесным движителем. Поэтому, в тяжелых природно-производственных условиях, на грунтах с низкой несущей способностью, машины на гусеничном ходу, в отличие от машин с колесным движителем, могут производительно работать и в безморозный период. Ходовая система машин для лесосечных работ, строительства дорог, первичного лесотранспорта российского производства на гусеничном ходу более совершенна и лучше приспособлена для работы в лесу, чем ходовая система большинства машин на гусеничном ходу зарубежного производства, которые, как правило, оснащены или копируют ходовую систему экскаваторов.

В настоящее время в РФ, кроме производства трелевочной техники для обычной хлыстовой технологии заготовки леса, практически не выпускается ни колесная техника для сортиментной заготовки леса, ни гусеничные машины для хлыстовой заготовки леса по так называемой «канадской» технологии.

В данных сложных условиях продолжает успешно функционировать «Онежский тракторный завод», учитывающий заботы лесозаготовителей и продолжающий выпускать и модернизировать трелевочную технику для хлыстовой заготовки леса. Это гусеничный трелевочный трактор 3-го класса тяги «Онежец-320», входящий в семейство техники «Онежец-300», насчитывающее 15 модификаций гусеничных тракторов. Организуется серийное производство более тяжелого и мощного гусеничного трелевочного трактора 4-го класса тяги. Помимо этого, для удовлетворения потребности рынка, и увеличения в нем доли техники отечественного производства, в настоящее время заводом ведутся работы по организации серийного производства колесных машин для сортиментной технологии заготовки леса.

Однако, осознавая недопустимость ухода от хлыстовой технологии лесозаготовок в России, «Онежским тракторным заводом» в рамках Государственного контракта был разработан и успешно испытан комплекс машин, состоящий из валочно-пакетирующей, сучкорезно-раскряжевочной машин и лесопогрузчика на гусеничном ходу.

По мнению специалистов завода, при лесозаготовке в России хлыстовая технология с использованием комплекса машин в составе валочно-пакетирующей машины и процессора на гусеничном ходу и скиддера на колесном ходу более чем вдвое эффективна, чем скандинавская технология на основе колесного комплекса «харвестер+форвардер».

Эксперты «Онежского тракторного завода» уверены, что, с учетом большего выход древесины и, соответственно, меньшего процента отходов при хлыстовой технологии заготовки по сравнению с сортиментной, для более эффективного освоения лесного фонда России, а также для увеличения вклада лесной отрасли в ВВП страны, необходима всесторонняя проработка возможностей государственной поддержки лесозаготовителей, использующих хлыстовую технологию заготовки леса, например, путем субсидирования приобретения лесозаготовительной техники отечественного производства.

Комитет при Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению (Комитет)был создан 3 апреля 2008 года и является постоянно действующим консультационно-совещательным органом при Бюро Центрального совета «Союз машиностроителей России».

Основной целью деятельности Комитета является содействие обеспечению совершенствования механизмов правового, нормативного, административного и рыночного регулирования деятельности отраслей машиностроительного комплекса, обеспечивающих развитие отечественного тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного, подъемно-транспортного машиностроения и производства лифтов,  а также консолидированная выработка программ по развитию указанных отраслей машиностроительного комплекса и осуществление  координации и своевременного контроля эффективности их реализации.