Лучшие статьи
Деньги из опилок

О том, что в Росси огромные запасы леса, это знает весь мир. И весь мир же по...

Утепление стен: изнутри или снаружи?

То, что нам иногда в доме холодно – понятно. Что стены надо утеплить &n...

5 жестких падений кранов из-за халатности

Смотреть, как падают люди бывает порой смешно. Потому что и сами упавшие могу...

ЭкоПан – технологии будущего? (видео)

Много говорили о канадских технологиях малоэтажного строительства, которые с ...

2 в 1: Фасадные Термопанели

Да, это и утеплитель, и декоративное покрытие фасада одновременно. В такихтер...

Наружное утепление стен

После того, как в предыдущей статье об утеплении наружных стен зданий мы разо...

5 аварий погрузочной техники: лихие водители (видеоподборка)

Раз уж мы затрагивали спецтехнику в публикациях, не лишне упомянуть и о «комн...

Механизированная стяжка пола: новые технологии!

Как чаще всего выполняется стяжка своими руками? Долго, нудно, трудоемко. Мы ...

Утепление мансарды и характерные ошибки

Построить одноэтажный дом на собственном участке, но при этом получить два эт...

Загадочный пиролиз (видео)

Как экономнее расходовать топливо? Как получить при этом больше тепла? Как об...

Что нужно знать при выборе металлочерепицы?!

Согласитесь, придя в гипермаркет строительных материалов, разбегаются г...

Как красиво оформить окно

Во многих городах Европы можно увидеть жилые многоэтажки или даже целые кварт...

Железная дорога: самые страшные крушения на транспорте

При чем здесь поезда? Поезда всегда при чем, потому что именно железнодорожны...

Ё-мобиль и двигатели будущего

На смену привычному двигателю внутреннего сгорания идут новые технологии! Вес...

Toркретирование бетона – что это?

Оказывается, повысить прочность бетона можно из ничего, не применяя специальн...

Интервью Первого вице-президента Концерна «Тракторные заводы» Альберта БАКОВА

15.10.2013 — Просмотров: 569

Олег ТЕРНОВОЙ. На днях завершила свою работуIX Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов «Russia Arms Expo 2013» в Нижнем Тагиле, где было представлено немало образцов различной военной техники, в том числе новые перспективные разработки. Что показывали наRAE-2013 «Тракторные заводы»?

Интервью Первого вице-президента Концерна «Тракторные заводы» Альберта БАКОВА

Альберт Баков.Действительно, в этом году выставка была беспрецедентно большой по числу экспонентов, иностранных гостей, по количеству аккредитованных журналистов. И мы впервые представили в Нижнем Тагиле сразу несколько действующих образцов – боевые машины пехоты разных модификаций, БМД-4М, новый бронетранспортер БТР-МДМ, 125-мм самоходную противотанковую пушку 2С25 («Спрут-СД»), которую иногда называют легким танком, но это все-таки самоходное орудие. И, конечно, образец перспективной боевой машины в рамках опытно-конструкторских работ по теме «Курганец-25», которую можно было увидеть только на закрытом показе.

Олег ТЕРНОВОЙ. Каковы отклики, отзывы о вашей продукции? Есть ли заинтересованность в ней у иностранцев?

Альберт Баков.
Среди стран, проявляющих стабильный интерес к нашей продукции, - Индонезия, Индия и некоторые другие азиатские государства. На выставочной площадке натурных образцов была разбита палатка, где мы представили новую систему управления огнем, которая привлекла внимание всех иностранных покупателей. Арабы интересовались модернизированной БМП-3. И Концерн уже в следующем году готов предложить им для рассмотрения варианты модернизации, к примеру, с необитаемым боевым отделением, что, безусловно, способствует повышению живучести боевого экипажа и десанта.

В свою очередь индусы задавали много вопросов о модернизации «Спрут-СД», в частности, о возможности установки на него многофункциональной цифровой системы управления огнем. Им важно, что это машина легкая и плавающая, так как в Индии много рек и мостов. Кроме того, индусам нужно оружие, способное вести огонь наравне с танком.

Выстраиваем взаимовыгодные партнерские отношения. Совместно с одной французской компанией планируем создать новый образец системы управления огнем, начиная от оптико-механической части и заканчивая электронной начинкой.

Олег ТЕРНОВОЙ. Не раз в последнее время говорилось о том, что производством российской военной техники не должны заниматься зарубежные компании. Но, насколько я понимаю, без этого не обойтись?

Альберт Баков.
Все знают, что Thales, тоже французы, наладили в России производство тепловизионного оборудования. Мы убедили наших коллег с Вологодского оптико-механического завода создать новый прибор, который может отлично конкурировать с аналогом белорусского «Пеленга». И в этом смысле он уже весь производится в России.

Но есть вещи, которые нельзя делать совместно. К примеру, коды доступа управления огнем. Поэтому с зарубежными фирмами обсуждаются в основном технологические вопросы, и, кстати, при сравнении уровня развития технологий не могу сказать, что вижу какой-то страшный отрыв.

Олег ТЕРНОВОЙ. Происходит диалог наук, и от этого никуда не деться. У меня вопрос по БМД-4М. Напомню нашему зрителю, что мы уже встречались с Вами больше года назад. Была немного другая ситуация в отношениях Вооруженных сил и оборонной промышленности России. Было много вопросов. На данный момент как бы вы оценили Ваше взаимодействие с Министерством обороны и судьбу машины?

Альберт Баков.
Сегодня БМД-4М внесена в гособоронзаказ на текущий и следующий годы. Речь идет об установочной партии в 10 единиц, которые должны пройти необходимые госиспытания. После устранения выявленных несоответствий начнется выпуск машин, которые пойдут на вооружение воздушно-десантных войск.

Хочу заметить, что после назначения на пост министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу ситуация изменилась кардинально. Он человек более практический, чем теоретический. Прежде чем обсуждать параметры БМД-4М, он приказал погрузить три машины в самолет, чтобы понимать для начала помещаются ли они там. Увидел, что помещаются, и после этого начался предметный разговор. Безусловно, огромная заслуга в этом председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрия Рогозина, и конечно, заместителя министра обороны.

Нам не хочется уходить на дорогие решения в производстве техники, на тот же титан. Надо искать варианты, которые позволят, не теряя в защищенности, использовать более легкие, современные и относительно недорогие материалы. Не хочу углубляться, но работа в этом направлении ведется. Я думаю, у БМД-4М огромное будущее.

Олег ТЕРНОВОЙ. Альберт Владимирович, сейчас в войсках ждут БМП и «Ракушку». В какой стадии находятся эти проекты?

Альберт Баков.
Модернизированный бронетранспортер «Ракушка» включен в гособоронзаказ. Сейчас заканчиваются испытания на плав. С заказчиком мы вышли на те деловые отношения, которые и должны присутствовать в партнерских взаимоотношениях.

Что касается БМП, пока заказов нет. Ведется обсуждение вопроса. Но я так понимаю, что заказ будет, потому что армии нужны боевые машины пехоты, и замена им пока не создана.

Олег ТЕРНОВОЙ. Концерн называется «Тракторные заводы», и производит он еще и продукцию гражданского назначения. Означает ли это, что гражданский сектор является для вас в коммерческом плане основополагающим?

Альберт Баков.
Трудно сказать однозначно, потому что дело не в прибыли, а в разумном сочетании между двумя этими секторами. Периодически они вытягивают один другой. К примеру, у нас долго не было заказов на БМП, Курганмашзавод держался ремонтами и за счет «гражданки». Сейчас завод ведет военная продукция.

Есть некоторые проблемы в ценообразовании на военную продукцию, но они связаны не с позицией государства или наших покупателей за рубежом, а с позицией наших комплектаторов. Но все это решаемо, мы над этим работаем.

Олег ТЕРНОВОЙ. И министр обороны Сергей Шойгу, и его заместитель Юрий Борисов неоднократно заявляли о том, что нужно вводить практику обслуживания заводами-производителями всего жизненного цикла военной техники. Как данная инициатива была встречена представителями оборонной промышленности?

Альберт Баков.
Военная техника сегодня требует, чтобы, прежде чем сесть за ее штурвал, ее досконально изучили. Нередко в армии бывают такие ситуации, когда водителями-механиками принимаются простые решения: не хочется, скажем, прогревать двигатель, и он запускает его в аварийном режиме. Три таких запуска, и мы имеем масло в картере. Машина направляется на дефектацию, а на завод приходит рекламация.

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, мы начали с себя: открыли на Курганмашзаводе учебный центр, где можно пройти полный курс обучения эксплуатации боевых машин пехоты. Сейчас на КМЗ проходят обучение специалисты из Индонезии.

Думаем, это правильный подход, и Министерство обороны России должно направлять туда своих представителей для прохождения ими теоретической и практической подготовки. Подчеркиваю, машина становится все сложнее и сложнее. В новой машине в отсеке механика-водителя создается ощущение, что находишься в кабине самолета – дисплеи, кнопки, тумблеры… За один день это все не освоишь.

Олег ТЕРНОВОЙ. Насколько сегодня загружен КМЗ?

Альберт Баков.
Если все те заказы, которые обсуждаются в настоящий момент, будут приняты к реализации, завод будет иметь полную загрузку. Будем реорганизовывать производство, закупать новое оборудование, чтобы расшить узкие места. Нам бы не хотелось идти по пути сохранения старого энергоемкого производства образца советских времен. Попытаемся найти возможность применения новых технологий, при этом роботизации и автоматизации будут отданы приоритеты, так как это еще и вопрос обеспечения качества.

Олег ТЕРНОВОЙ. Давайте подведем некий статистический итог, чтобы понять ваш план работы на будущее: какие заказы ложатся на Концерн по программе госвооружения до 2020 года?

Альберт Баков.
Думаю, на ближайший период производство БМП-3 разных модификаций и машин на их базе так и будет сохраняться на уровне 280-310 машин в год. Будет ли это до 2020 года, сказать не могу. Должен быть заказ на «Курганец 25», поскольку машина должна частично занять место БМП-3, «Вены» «Канкана» и других машин на ее базе. На унифицированной платформе «Курганца» весом до 30 тонн будет размещаться оружие до 150 мм, остальное уйдет на «Армату». Если « Курганец 25» достойно покажет себя на плаву, в плане подвижности, защищенности, то, нет сомнений, у него большое будущее. Но это вопрос пока открытый. В случае положительного решения и запуска машины в серийное производство, речь будет идти о закупке тысяч единиц техники, как и у «Арматы».

Олег ТЕРНОВОЙ.  Уверен, что все получится, продукция будет востребована в войсках. Всему вашему трудовому, конструкторскому коллективу процветания и успехов!